ТЕОРИЯ ПЕРЕДАЧИ ТОНОВ (теория тоновоспроизведения) - учение о воспроизведении в фотографическом изображении различий яркостей объекта посредством различных почернений (плотностей). Объект съемки обычно состоит из большого числа участков, имеющих различную яркость. Задача фотографического процесса состоит в том, чтобы правильно воспроизвести градацию яркостей объекта, т. е. различия (соотношения) яркостей между различными участками объекта. Если, например, какой-нибудь участок объекта вдвое ярче другого, то в позитивном изображении это отношение яркостей должно быть сохранено. Если это требование выполняется для любой пары участков, т. е. для всей градации яркостей объекта, то достигается правильное тоновоспроизведение.

Одним из важнейших условий правильного воспроизведения объекта съемки позитивным фотографическим изображением является условие равенства единице произведения градиентов негативных и позитивных плотностей для всего интервала яркостей объекта съемки. Если при работе как с негативным, так и с позитивным материалом используются только прямолинейные участки характеристических кривых, это условие превращается в правило, согласно которому верное тоновоспроизведение наблюдается, если имеет место равенство γ нег ∙γ поз =1, где γ нег - гамма негатива, т. е. величина коэффициента контрастности, до которого проявлен негатив; γ поз - коэффициент контрастности позитива.

Если, например, γ нег =0,2, то γ поз должна быть равна 2,0. Произведение γ нег ∙γ поз называется результирующей гаммой - γ рез . Если γ рез >1, то позитивное изображение контрастнее объекта; если γ рез <1, то оно менее контрастно, чем объект.

Качество тоновоспроизведения зависит также в сильной степени от качества оптического изображения, получаемого объективом при съемке. Искажения в передаче градации яркостей объекта в оптическом изображении обусловливаются рассеянием света поверхностями линз. Они сильно уменьшаются при применении просветленной оптики.

В теории передачи тонов различают две фазы тоновоспроизведения: объективную и субъективную. В объективной фазе рассматривается передача градации яркостей с объективной стороны; в субъективной фазе рассматривается субъективное зрительное восприятие объекта и его фотографического воспроизведения.

Для субъективного восприятия имеют весьма важное значение условия рассматривания, уровень освещения при рассматривании и др. помимо указанных выше требований правильного воспроизведения различий яркостей.

Дизайн a4j
Rambler's Top100