ПЕРСПЕКТИВА - изображение трехмерного пространства на плоскости, как оно представляется зрителю при непосредственном рассматривании. Дл я перспективы характерно уменьшение масштаба изображения с увеличением расстояния, вследствие чего уходящие вдаль параллельные линии, например карнизы зданий, железнодорожные рельсы и т. д., кажутся сходящимися в одной точке.

Перспективой, пли центральной проекцией, называется также сам способ построения перспективного изображения пространства.

ПЕРСПЕКТИВА

Рис. Перспективный рисунок

Название перспектива означает «видимое насквозь» и происходит от способа рисования при помощи прозрачного стекла, которым пользовались художники еще в средние века. На рис. показан такой прибор - перспектограф.

ПЕРСПЕКТИВА

Рис. Перспектограф

Он состоит из укрепленного на двух стойках стекла, перед которым на некотором расстоянии от него находится третья стойка с отверстием О. Через это отверстие художник смотрит на предмет и зарисовывает его на стекле, получая перспективное изображение предмета. Точка О называется центром проекции, центром перспективы или точкой зрения. Прямые, проведенные от каждой точки предмета к центру проекции, называются лучами зрения. Точки перспективного изображения представляют собой места пересечения лучей зрения с картинной плоскостью.

Фотографический объектив дает перспективное изображение, чем и объясняется огромное распространение фотографии. Центром проекции в фотографическом объективе является центр зрачка, а картинной плоскостью - светочувствительный слой или заменяющее его матовое стекло.

ПЕРСПЕКТИВА

Рис. Построение изображение в перспектографе и в камере-обскуре

Перспектива сильно меняется от выбранного уровня (точки зрения) объектива. Чтобы получить правильную для человека перспективу, необходимо помещать объектив на уровне глаз. На этом же уровне окажется на снимке горизонт, т. е. точки схода параллельных линий, в натуре горизонтальных. Если выбрать высокую точку зрения, получим так называемую «перспективу всадника», на таком снимке горизонт будет располагаться сравнительно высоко, но снимок будет вернее передавать протяженность видимого пространства и расположенных в нем предметов.

При очень высокой точке зрения, например при съемке с крыши высокого здания, перспектива становится необычной, так называемой «перспективой птичьего полета». Хотя при этом одинаково видны предметы не только на переднем, но и на всех планах, снимок производит непривычное впечатление, так как видны такие части фотографируемых предметов, которые при нормальном горизонте не видны.

Наконец, если поместить объектив очень низко, получится так называемая «лягушечья перспектива», для которой характерны очень низкий горизонт и преувеличение предметов переднего плана. Такая перспектива иногда имеет место при съемке зеркальными камерами, висящими на длинном ремешке, или при съемке камерой, поставленной прямо на землю.

Дизайн a4j
Rambler's Top100