МАСЛЯНЫЙ СПОСОБ ПОЗИТИВНОЙ ПЕЧАТИ - масляный способ, разработанный Раулинсом, заключается в том, что бумага, покрытая слоем желатины, очувствляется двухромовокислым калием или аммонием, высушивается в темноте, после чего экспонируется на рассеянном дневном свету под негативом.

Отпечаток тщательно промывают в воде до полного исчезновения желтой окраски.

Под влиянием света хромированная желатина дубится пропорционально количеству света, на нее упавшего, и на этих участках она теряет способность впитывать воду и набухать.

Поэтому исчезнувшее после промывки изображение выявляется в теплой ванне в виде бесцветного рельефа, хорошо видимого на отсвет (матрица). Если на такое рельефное изображение нанести при помощи кисти краску, то она будет покрывать различные участки отпечатка пропорционально степени их задубленности, т. е. к теням пристанет больше краски, нежели к светам, где набухший слой желатины ее не примет.

Таким образом, краска восстановит исчезнувшее изображение. В зависимости от температуры воды, консистенции краски и метода обработки кистью может быть достигнута как полная градация тонов, так и контрастность или вялость.

Именно в этой гибкости масляного процесса, позволяющего получать заранее намеченный результат, и заключается его главное достоинство. Масляный процесс состоит из ряда операций.

  • I. Приготовление бумаги. В качестве подложки пригодна плотная мелкозернистая или гладкая рисовальная бумага. Перед поливкой лист размачивается в горячей воде (полчаса при 80°C), кладется на отнивелированное подогретое стекло и отжимается от избытка воды. На середину листа выливается горячий 7%-ный раствор желатины. (Для листа 18х24 см - 7-8 мл с температурой от 40 до 60°С.) Раствор равномерно распределяется по поверхности при помощи стеклянной палочки. Дав желатине застыть (минут 20), лист вешают для просушки.

  • II. Очувствление. Для очувствления бумаги приготовляется 6%-ный раствор двухромовокислого калия, смешиваемый с равным количеством спирта (чем меньше брать спирта, тем контрастнее будет отпечаток). Раствор наносится равномерным, но быстрым движением широкой кисти (флейца). Для листа 18х24 см брать не более 3-4 мл. Через 15-20 мин. сушки в темноте бумага готова к печати.

  • III. Печать. Печать ведется по фотометру или с непосредственным наблюдением за отпечатком (коричневатый рисунок).

  • IV. Промывка. Вынутый из рамки отпечаток немедленно промывается до полного исчезновения желтизны, после чего его кладут на 2-3 мин. в теплую воду с температурой 28-30°С.

  • V. Пигментирование. Пока отпечаток набухает, подготовляется краска, для чего берутся литографские или фототипные краски (цвет на усмотрение работающего), которые стираются с олифой. Пригодны и сухие минеральные краски (но отнюдь не анилиновые), предварительно тщательно размельченные. Для начала лучше брать меньше олифы. После приготовления краски вынимают отпечаток из воды, кладут его на стекло, покрытое влажной, но не мокрой пропускной бумагой, затем осторожно обсушивают слоем кисеи или промокательным картоном. Краска берется при помощи скошенной кисти («козья ножка»), которой слегка ударяют по краске, а затем по чистому стеклу для равномерного распределения пигмента. После этого пружинящим движением опускают кисть (с легким отскоком от поверхности) на отпечаток. Движение кисти должно быть ударным, но не мажущим. Варьируя силу удара кисти и степень концентрации краски, можно значительно варьировать и получаемые результаты.

  • VI. Сушка. После нанесший краски отпечаток вешается для просушки, которая длится несколько дней. Сухой отпечаток ретушируется (см. Бромойль).

Дизайн a4j
Rambler's Top100